Когда фильтр качественный…

Для европейского специалиста в области автосервиса будет достаточно пары аргументов в пользу высокого качества запчастей: собственное производство и разработки и наличие сертификата ISO TS 16949, что дает возможность поставки в первичную комплектацию автомобилей. Поэтому зачастую вся аргументация в ЕС начинается и заканчивается фразой: «ОЕ-поставщик».

Но мы-то нация читающая и знаем, что все не так просто. И ОЕ-поставки не могут означать, что поставляется на автозаводы именно то, что предлагается нам. И обладателю сертификата ISO TS 16949 никто не запрещает запчасти для вторичного рынка выпускать из дешевых материалов. Понимая параноидальную подозрительность массы клиентов, многие солидные производители предпочитают вести с покупателем честный диалог, если хотят оставаться на рынке.

Учитывая специфику славянского менталитета, Роман Денисюк, региональный экспорт-менеджер компании Denckermann Sp. z o.o., европейский логистический склад которой находится в Варшаве, согласился провести показательный разбор тех признаков, по которым можно отличить качественный фильтр от посредственного, а тем более от некачественного. Собственно, менталитет наших ближайших европейских соседей — жителей Польши, близок нашему. И для них такие показательные «вскрытия» Denckermann уже проводил, поэтому образцы оказались в наличии, и собственноручно нам пилить ничего не пришлось.

Главное, что мы можем почерпнуть из советов специалиста компании Denckermann — простейшие приемы проверки любого фильтра, который попадет к нам в руки. Это не значит, что надо обязательно препарировать новый фильтр, это, в общем-то, затратно. Однако в распоряжении СТО всегда есть использованные фильтры, которые можно подвергнуть такому анализу. А если речь идет об автомагазинах, то возможно — стоит и пожертвовать одним новым фильтром, чтобы получить возможность в большем количестве продавать фильтры этого типа благодаря демонстрации клиентам качеств их внутреннего содержимого.

Воздушный фильтр

С воздушным фильтром дело обстоит проще всего — его не надо разбирать или разрезать. Кое-что можно увидеть невооруженным глазом, не проводя никаких дополнительных операций.

Воздушный фильтр — это, безусловно, прежде всего, фильтрующий элемент. Но и к уплотнению есть свои достаточно жесткие требования. Оно должно быть эластичным, сделанным из соответствующего материала, с запасом в пару миллиметров. Под давлением крышки корпуса фильтра уплотнение примет нужную форму и заполнит все пространство, которое ему и надлежит заполнить во избежание прохождения воздуха мимо фильтрующего материала.

Если вы встретите в продаже какие-либо фильтры, у которых уплотнение совсем уж кривое или его явно недостаточно, или оно сделано из неподходящего материала, не обладающего достаточной эластичностью, или же оно начало разрушаться под воздействием низких температур в процессе эксплуатации — это явные признаки или очень дешевой марки, или явной подделки.

Но это уже крайний случай. В основном же уплотнение делается из полиуретана или определенных сортов резины, и справедливости ради нужно отметить, что проблем с ним обычно не возникает даже у производителей средней руки. Другое дело — фильтрующий материал.

Прежде всего, имеет значение качество бумаги. Если на просвет она однородная, не имеет более светлых и темных мест — это признак качественного материала. Естественно, даже однородный материал, теоретически, может быть не соответствующим по размеру пор, фильтрующей, пропускной и поглотительной способности каждого из слоев, из которых он состоит. Эти параметры можно проверить только в лаборатории. Но если бумага неоднородная по площади — это однозначная дисквалификация. Если производитель не может даже однородность выдержать, то трудно рассчитывать, что его оборудование позволяет соблюсти более тонкие параметры, чем плотность. Самая большая опасность такого материала — риск прорыва фильтра, по принципу «где тонко — там и рвется».

Оторваться фильтр может и от уплотнительного элемента. Так, если попытаться оторвать от уплотнения кусок бумаги, то часть ее должна остаться приклеенной к полиуретановой рамке — это признак хорошей сборки. Если же бумага отходит без проблем и на самой рамке бумаги практически не остается, значит фильтр сделан плохо. Под давлением воздуха в самом слабом месте бумага отклеится, и фильтр будет пропускать неочищенный воздух.
Еще одна важная характеристика фильтрующего материала — способность задерживать воду в виде жидкости. Конечно, в воздухе всегда есть влага, и ее всасывание в газообразном состоянии для мотора не опасно. Другое дело — капли воды того же конденсата — их всасывание во впускной тракт может обернуться серьезными последствиями.

Для определения свойств гидрофобности можно провести простой тест — положить фильтр на стол и вылить на него треть стакана воды. Через 5-10 минут поднять фильтр и посмотреть, протекла ли вода на стол. Если вода протекла, значит фильтр не может удерживать жидкость, а поскольку защита от капель воды — такое же предназначение его, как и защита от пыли — фильтр некондиционный. Такой фильтр попросту нельзя использовать.

Если речь идет о фильтрах для грузовых автомобилей (сейчас Denckermann активно развивает этот ассортимент), то можно проверить «невозгораемые» фильтры на это самое качество. Бумага воздушного фильтра для грузовиков обычно пропитывается специальным составом, который не позволяет бумаге гореть. Если ее поджечь, она не горит как бумага, хотя и может чуть-чуть тлеть — это позволяет избежать возгорания при попадании, например, окурка в воздухозаборник. В грузовом фильтре очень много бумаги, и ее возгорание — это уже пожар.

Мы в редакции имели возможность осмотреть ряд воздушных фильтров Denckermann а также провести эксперименты с ними. Можем отметить, что ни с качеством уплотнения, ни с аккуратностью исполнения, ни с геометрическими размерами — никаких отклонений. Отрывали бумагу от полиуретана — разрывается бумага, отслоения от полиуретана не происходит. Внешний вид продкуции подобает топ-бренду. Можно сказать, что Denckermann визуально идеален, что усиливается еще и очень презентабельной упаковкой, сделанной из прочного картона.
Провели тест бумаги воздушного фильтра на гидрофобность. Не думали, что произвести аккуратное отдедение бумаги из готового фильтра — достаточно сложно. Например, поскольку соседние стенки гофрошторы соединены тонкими ниточками клея, нужно очень аккуратно разрезать, чтобы не повредить фрагмент для эксперимента. Справились. Налили воду, подождали 15 минут, проводя в это время фотосъемку. Перевернули — обратная сторона сухая. Тест пройден. Уходя, положили не переворачивая бумагу в лужицу воды — через пару часов еще раз проверили — бумага все также не промокла насквозь. Комментарии излишни.

Фильтр салона

В салонных фильтрах используется совершенно другой фильтрующий материал, нежели в остальных типах фильтров для автомобилей. В масляных, топливных и воздушных фильтрах применяется фильтрующий материал на основе целлюлозы (за исключением фильтров Long Life — там используются искусственные нетканые материалы). А вот салонные фильтры производятся из полипропиленового волокна. Особо исследовать фильтрующий материал салонного фильтра нет смысла, единственное, на что стоит обращать внимание — точность исполнения.

В салонных фильтрах очень важно, чтобы он точно подходил по размеру и зазоры были минимальными. Тогда максимальное количество воздуха проходит именно через фильтр, а не мимо него. Именно на это и следует обращать внимание при установке — если фильтр откровенно болтается на своем посадочном месте, значит система кондиционирования будет засоряться быстрее, от чего может завестись грибок на испарителе. Правда, не во всех автомобилях неплотную посадку фильтра можно увидеть, т.к. ниша может быть за элементами салона, но можно почувствовать, подергав фильтр.

Отдельно можно проверить угольные фильтры. Многие производители делают их так, что уголь из них просто высыпается, если легонько постучать по столу этим фильтром. Если вкрапления активированного угля высыпаются из фильтрующего материала — это значит, что он произведен кустарным способом или на несовершенном, неподходящем для производства такого материала оборудовании.

Когда фильтр качественный…
Салонные фильры Denckermann выполнены из качественных материалов, имеют идеальный внешний вид и качество сборки.

Топливные фильтры

Конструкция фильтрующего элемента бензиновых и дизельных топливных фильтров принципиально схожа. Значительные отличия имеют только дизельные фильтры для более новых автомобилей, в которых встроен датчик воды и устройство для подогрева топлива в фильтре. Что касается сепаратора воды, то он должен быть как в бензиновых, так и в дизельных фильтрах. Поэтому особых отличий в принципе их работы и устройстве нет.

Поскольку большинство фильтров — корпусные, определить их качество по внешнему виду проблематично. Топливных фильтров-вкладышей, которые можно легко рассмотреть, на рынке мало. В остальных случаях, чтобы оценить исполнение фильтрующего элемента, приходится вскрывать фильтр. Опять-таки — это можно сделать после использования — если фильтр был сделан плохо, после положенного пробега лучше он точно не станет.

Если извлечь фильтрующий элемент, можно проверить, каким образом он прикреплен к стенкам. Если клея немного и если бумага (как в случае с фильтром воздуха) не отрывается от клея, а рвется сама — это означает, что в этой части фильтр сделан хорошо. Очень важно также оценить количество бумаги.

Если сравнивать фильтры разных производителей, можно увидеть, что они выполнены по разной технологии. Например, одни производители могут просто наматывать фильтрующий материал на трубку. А другие могут еще и складывать бумагу в гофроштору. Вторая технология не позволяет использовать такое же количество бумаги, как первая — в них фильтрующего материала будет меньше.

Конструкция с гофрированной бумагой автоматически не означает, что фильтр хуже — есть еще параметры самой бумаги, которые надо знать, чтобы оценить фильтр. Но в общих чертах, много витков бумаги с мелкой «гофрой» — лучше, чем мало с крупной. То есть, наиболее качественный фильтр получится, если использовать максимальное количество бумаги с хорошей поглотительной и фильтрующей способностью. Средний — если меньше хорошей бумаги или много «слабой». И соответственно, худший вариант — мало бумаги низкого качества.

Проверить качество фильтрующего элемента можно обычной канцелярской скрепкой. Для этого надо ее распрямить и попробовать протолкнуть сквозь фильтрационный материал, не прилагая слишком большого усилия. Если скрепка проходит насквозь, значит и фильтрации как таковой практически не будет — мелкая грязь будет просто проходить через крупные поры, насквозь. Конечно, прорвать с усилием можно любую бумагу, поэтому речь идет именно о том, чтобы просунуть скрепку, конец которой, в отличие от иглы или шила — тупой, а не пробить ею бумагу.

Если отдельно говорить о дизельных фильтрах, для них критичный параметр — размер отверстий, предназначение которых — разбивать пузырьки воздуха.

Оптимальный их размер в диапазоне 0,3-0,4 мм. Пузырьки воздуха, проходящие через отверстия диаметром более 0,4 мм вредны для топливной системы. Если отверстия меньше, воздух может скапливаться в фильтре, а потом прорываться большими порциями, что тоже нехорошо. Проще говоря, практика показала — 0,4 мм идеальный размер.
Когда фильтр качественный…
Некоторые производители складывают бумагу в топливном фильтре в крупную гофроштору (фото слева). В итоге бумаги расходуется меньше. Наиболее же качественный фильтр получится, если использовать максимальное количество бумаги с хорошей поглотительной и фильтрующей способностью (фото справа). Denckermann производит фильтры именно так.

Масляные фильтры

По масляным фильтрам у автомехаников всегда максимальный спектр вопросов. И, в общем, это оправдано — это единственный фильтр, который работает в замкнутой среде, т.е. не фильтрует нечто, поступающее извне. Масло, по идее, должно заливаться чистое, и вряд ли есть люди, которые стряхивают мусор в заливную горловину… Задача фильтра — собирать конкременты нагара, продукты износа и прочее, что образуется непосредственно в моторе.

Для масляного фильтра важны не только свойства фильтрующего материала и количество складок, но и многие другие элементы конструкции: усилие открытия перепускного клапана, количество отверстий в верхней крышке масляного фильтра, способ изготовления втулки. Очень важны как количество складок шторы, так и способ крепления гофрошторы — он должен препятствовать ее складыванию под сильным давлением масла. По логике получается, что если штора закреплена плохо, но в процессе эксплуатации фильтра не сложилась — значит, давление открытия перепускного клапана низкое, и он не позволяет фильтру работать при тех давлениях, которые могут сложить штору.

Естественно, как и во всех фильтрах, в масляном очень важна спецификация бумаги. Если бумага неподходящая, то есть при конкретном диапазоне давлений в конкретном двигателе будет показывать либо слишком маленькую пропускную способность (длительное открытие перепускного клапана), либо слишком большую (плохая фильтрация) — можно сказать, что фильтр некачественный в том смысле, что плохо подходит для указанного применения.

Тут единственное, что мы можем также сделать для проверки — размотать кусок бумаги и посмотреть на просвет. Если в бумаге будут какие-то просветы, неоднородность — бумага невысокого качества. Если бумага будет однородная без изменений в цвете, без вкраплений и т.д., значит, сама по себе бумага, скорее всего, хорошего качества.

В целом фильтр надо оценивать «по совокупности». Если и бумага однородная, и штора плотная, и закреплена хорошо — пальцем не заваливается и не отрывается, все это говорит в пользу фильтра.

Касательно различных технологий сборки, применяемых различными производителями, нельзя сказать, что одни лучше, а другие хуже. Могут применяться разные материалы: металлы, резина, пластики, флисовые элементы. У каждого производителя своя технология. Кто-то специализируется на одном способе сборки, кто-то — на другом. Если конструкция фильтра омологирована и продукция сертифицирована в ЕС — значит, в принципе, такая конструкция может обеспечить фильтрацию. При условии, конечно, что качество сборки и подобранные материалы советуют этой конструкции.

По сути, не обязательно, чтобы конструкция была такая же, как в оригинальном фильтре — если другая может обеспечить те же функциональные параметры работы фильтра, то на здоровье, как говорится. Конечно, может быть, что для каких-то двигателей с особыми условиями работы фильтра не все конструкции годятся — тут уже производитель фильтра должен ответственно подойти к разработке и понимать, для какого применения делается фильтр и каковы пределы возможностей каждой из конструкций и технологий сборки.

Вопросы остаются всегда…

Естественно, мы обязаны подчеркнуть, что наша беседа с Романом Денисюком носила ознакомительный, теоретический характер. Хотя все сказанное имеет под собой веские основания, логично и опирается на многолетнюю практику, мы не имеем права однозначно утверждать, что ко всем существующим в природе фильтрам приведенные советы применимы в полном объеме. Всегда могут быть нюансы, ведь производством и разработкой фильтров занимаются тысячи инженеров по всему миру, и всю совокупность их знаний не вместить не то что в статью, а и в том энциклопедии.

С другой стороны — мы благодарны Роману за откровенную беседу, в ходе которой он поделился знаниями, относительно которых многие хранят молчание. Это свидетельствует о том, что в Denckermann не видят ничего предосудительного в попытках недоверчивых специалистов хоть в какой-то мере самостоятельно разбираться в качестве той продукции, с которой они имеют дело. В компании считают, что это нормально — разбирать ее и даже пробовать «на зуб» в прямом смысле. Интересоваться и разбираться — часть работы автомеханика или продавца автомагазина. И если что-то неясно — адресовать свои вопросы поставщику, ведь отвечать на них — это уже его работа.

Releated Post